Четверг, 21.11.2024, 19:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2018 » Сентябрь » 17 » Крупнейшая ГРЭС юга России — Новочеркасская ГРЭС — в 2021 году может прекратить работу.
08:07
Крупнейшая ГРЭС юга России — Новочеркасская ГРЭС — в 2021 году может прекратить работу.

Крупнейшая тепловая электростанция Ростовской области и юга России — Новочеркасская ГРЭС — в 2021 году может прекратить работу. Остановить станцию хочет её собственник — ПАО «ОГК-2», контролирующим акционером которого является ООО «Газпром энергохолдинг» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром»). Причины такого решения — ежегодные многомиллиардные убытки, с которыми столкнулась станция. Под ударом не только 3 тысячи работников станции, но и 5 тысяч шахтёров, а также 15 тысяч жителей микрорайона Донской в Новочеркасске.

Откуда убытки?

По словам начальника управления инвестиций и инноваций ТПП Ростовской области Валерия Королёва, убытки Новочеркасской ГРЭС связаны с низким уровнем эффективности использования угольной генерации.

— Старые производственные фонды — 7 из 8 блоков станции, — исчерпали в определённой степени технологический ресурс, — рассказал он. Напомним, что днём рождения станции считается 30 июня 1965 года.

Как пояснил директор по работе на рынке электроэнергии ООО «Газпром энергохолдинг» Михаил Булыгин, ситуация такова, что угольные станции первой ценовой зоны (европейская часть России) сейчас в принципе не конкурентноспособны:

— Цены формируются газовыми станциями, которые имеют затраты в 1,5-2 раза ниже угольных. В Сибири — на территории второй ценовой зоны — почти все станции угольные и там именно они формируют цены на оптовом рынке электроэнергии. Для понимания разницы: в первой зоне мегаватт стоит где-то 130 тысяч рублей, во второй — 200-220 тысяч рублей.

По его словам, угольные станции в России поставлены сейчас на грань выживания. Экономических стимулов для продолжения работы Новочеркасской ГРЭС у собственника нет, станция глубоко убыточна. По оценке депутата Госдумы от Ростовской области Михаила Чернышева, в 2015–2018 годах общий убыток Новочеркасской ГРЭС составит около 8 млрд рублей, к 2020 году вырастет до 20 млрд рублей.

Последствия

По словам замминистра промышленности и энергетики Ростовской области Владимира Клименко, уже подтверждено, что вывод из эксплуатации Новочеркасской ГРЭС приведёт к дефициту в энергосистеме региона. С 2021 по 2024 год он будет нарастать с 400 до 800 мегаватт.

Однако основные проблемы здесь социальные. Во-первых, без работы останутся около 3 тысяч работников станции. Во-вторых, станция изначально строилась для работы на сырье из местного угольного бассейна и сейчас по сути является единственными в Ростовской области его покупателем. По словам Кухмистрова, это 3-4,5 млн тонн в год.

— При закрытии станции, — говорит Михаил Чернышев, — моментально встанет вопрос по трудоустройству где-то 5 тысяч шахтёров, с семьями — уже 20 тысяч.

Наконец, в третьих, станция полностью отвечает за теплоснабжение микрорайона Донской в Новочеркасске. Это 15 тысяч человек, для обогрева которых альтернативы сейчас нет.

Что делать?

По словам Михаила Булыгина, «Газпром энергохолдинг» уже оценил варианты выхода из ситуации.

— Их всего два: строительство новой энергостанции, мощностью 2 тысячи мегаватт, или строительство новой линии 500 кВт из центра на юг. Оба варианта кратно дороже, чем поддержание Новочеркасской ГРЭС в работоспособном состоянии.

По его оценкам, новая станция будет стоить примерно 250 млрд рублей. Это полтора годовых бюджета Ростовской области. Или три ростовских метро. Однако срок строительства станции — 36 месяцев. При этом уже с 1 января 2021 года у Новочеркасской ГРЭС нет обязательств по поставке энергии (отсюда и срок закрытия). То есть, если начинать строить завтра, то всё равно не успеть.

— Ситуация в тупике, — признаёт Булыгин.

Вынужденная генерация

Сейчас Новочеркасская ГРЭС, как и многие российские энергостанции, работает в режиме вынужденной генерации. Это такой режим, когда объекты генерации, не прошедшие конкурентный отбор мощности на рынке, обязывают поставлять энергию. Это происходит в том случае, если от данных объектов зависит теплоснабжение потребителей или надёжность энергоснабжения. Для вынужденных генераторов устанавливается фиксированная стоимость мощности на рынке.

По сути, государство принуждает собственника продолжать эксплуатировать объект, выплачивая некоторую компенсацию. Как писал в начале 2017 года «КоммерсантЪ», выработка неэффективной — «вынужденной» — генерации снизилась в 2016 году до 5%. Даже за такую небольшую долю потребителям пришлось переплатить 31,3 млрд рублей.

Но существование в режиме вынужденной генерации не решение, а оттягивание конца. В минпромэнерго Ростовской области это понимают, но за неимением лучшего согласны и на это.

— Все прекрасно понимают, что в ближайшее время восполнить {от закрытия Новочеркасской ГРЭС — donnews.ru} генерацию мы не сможем, — говорит Владимир Клименко. — Режим вынужденной генерации – это, конечно, половинчатое решение, но оно позволит станции продолжить существовать.

По его словам, в правительстве РФ идёт подготовка следующего списка объектов вынужденной генерации. И ему, конечно, хотелось бы, чтобы «Газпром энергохолдинг» «продавил» в него и Новочеркасскую ГРЭС. Однако Михаил Булыгин особого выхода в этом не видит.

— Статус {вынужденной генерации — donnews.ru} рассматривается сейчас правительством на срок с 2022 года, — говорит он. — То есть, по 2021 году у нас всё равно нет никакого решения. Да и просто присвоить в очередной раз станции статус вынужденной генерации, пусть даже до 2026 года, не позволит решить главную проблему — убытки.

Он поясняет, что согласно существующей нормативно-правовой базе, Новочеркасская ГРЭС, будучи объектом вынужденной генерации, не может ставить цену за мегаватт выше тех самых 130-140 тысяч рублей (так называемая «цена КОМ» для первой ценовой зоны, где КОМ — конкурентный отбор мощности), при существующем убытке в 200 тысяч рублей.

С миру по нитке

Решение, продолжает Михаил Булыгин, здесь одно — предоставление вновь не только статуса вынужденной генерации, но и установление для станции экономически обоснованного тарифа до 2026 года. Но и это решение временно.

— Это сбалансированное решение, которое позволит сохранить станцию. Наличие временного лага — до 2026 года — даёт время на разработку замещающих мероприятий, разработку какого-то плана, — поясняет Булыгин.

Именно эту идею «Газпром энергохолдинг», судя по всему, сейчас и пытается продавить, привлекая на свою сторону депутатов Госдумы от Ростовской области и не чураясь любой другой поддержки — Торгово-промышленной палаты, Научно-экспертного совета при Совете Федерации и так далее. К слову, письма с просьбами решить проблему Новочеркасской ГРЭС в Москву не раз писал и губернатор Василий Голубев. Как говорит Владимир Клименко, сейчас готовится очередное такое письмо, так как в новом правительстве вопросы энергетики перешли к Дмитрию Козаку.

Но у всего есть цена. В случае Новочеркасской ГРЭС установление экономически обоснованного тарифа будет стоить рынку первой ценовой зоны где-то 1,2 млрд рублей в год, эти деньги будут заложены в общий тариф. По словам директора «Газпром межрегионгаз Ростов» Владимира Ревенко, цена небольшая.

— В случае принятия подобного решения, рост общего тарифа составит около 0,1%. Это не является, на мой взгляд, каким-то глобальным изменением для потребителей, — говорит он.

Иными словами при такой схеме, добавляет Валерий Королёв, гасить разницу между новым и действующим для станции тарифом будут все потребители России.

— Если бы это легло только на Ростовскую область, по повышение было бы значительным.

Борец за справедливость

Но и это ещё не всё. По словам последнего мэра Ростова, депутаты намерены ради Новочеркасской ГРЭС добиваться изменения Водного кодекса РФ. Российские ГРЭС по факту делятся на прямоточные и оборотные. Новочеркасская станция юридически является первой, а по факту — второй.

— То есть, станция платит за полный водозабор, хотя в реальности 5% от взятой воды действительно идёт на её нужды, а остальные 95% возвращаются в водоём. Разве платить за эту воду справедливо? — говорит Михаил Чернышев.

А платить, судя по всему, приходится много. Как поясняет Михаил Булыгин, некоторые похожие на новочеркасскую российские ГРЭС 90% своего убытка генерируют именно за счёт платы за водозабор.

— У меня уже готов проект, — продолжает Чернышев, — внесения поправок в Водный кодекс. Там понятие оборотного водоснабжения нет в принципе. Если поправки внесут, то последует пересмотр тарифной политики для станций.

Вопрос экологии, по его мнению, здесь не стоит.

— Говорят, что вода, которая возвращается, тёплая и вредит экологии. Ну так установите какие-то контрольные инструменты и замеряйте, наказывайте по факту, а не так как сейчас просто потому, что якобы есть вред. А то выходит, что пока сбрасывают тёплую воду и платят — никто ничего не говорит. Как говорится, что не хотим платить — сразу кричат про экологию, — сетует Чернышев.

Закрыть нельзя сохранить

В итоге получается, что закрывать станцию придётся. Вопрос лишь в том, произойдёт это в 2021 или в 2026 году. И в том, сколько ещё убытков понесёт «Газпром энергохолдинг», который уже давно лоббирует повышение тарифов для своей Новочеркасской ГРЭС.

Судя по всему, формирование нового правительства дало «продавливанию» этой идеи новый толчок. Насколько он будет успешен — покажет время. Вместе с тем, вполне реально, что заявления о закрытии Новочеркасской ГРЭС со стороны «Газпром энергохолдинг» могут быть в известной степени блефом, ибо, как уже говорилось, это грозит целым ворохом серьёзных социальных проблем. Однако постройка котельной для микрорайона Донской будет стоить явно меньше тех 20 млрд рублей убытка, которые ожидаются от станции в следующие 2-3 года.

Сергей Деркачёв

Просмотров: 303 | Добавил: dresingui1970 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Создать бесплатный сайт с uCoz