Большую часть двух последних веков США были крупнейшим производителем нефти. Но в определенный момент пальма первенства перешла России и Саудовской Аравии. Недавно расклад сил снова поменялся: в июне 2014 года Международное энергетическое агентство (МЭА) впервые за достаточно длительный период назвало США лидером в производстве нефти и газа — прежде всего из сланцевых пород.
За счет сланцевой революции США с 2008 года нарастили добычу нефти на 70%, говорится в исследовании Bank of America. По мнению аналитиков, текущее положение дел сохранится в обозримой перспективе. По прогнозу Администрации по энергетической информации США, добыча нефти продолжит увеличиваться и в 2015 году достигнет наивысшего уровня с 1972 года. В этом году объем составит в среднем 8,5 млн баррелей в день, в следующем — 9,3 млн.
Все это происходит на фоне достаточно высоких по меркам последнего десятилетия цен на нефть. Устойчиво высокие котировки обусловлены спросом со стороны развивающихся стран, геополитической нестабильностью, улучшением экономики и слабым (относительно корзины валют) американским долларом.
В последние годы основной прирост добычи американской сырой нефти происходит преимущественно за счет сланцевых месторождений Bakken в Северной Дакоте и Eagle Ford в Техасе. Рост собственной добычи позволяет вытеснять импортные поставки на внутреннем рынке, а высокие мировые цены на нефть позволяют реализовать инвестиционные проекты даже с относительно высоким уровнем удельных издержек. Сейчас ежегодные инвестиции в добычу нефти и газа в США составляют рекордные 200 млрд долларов.
В 2014 году нефтегазовая индустрия США столкнется с рядом вызовов:
• выполнение капитальных проектов в условиях более жесткого регулирования со стороны государства;
• поиск финансирования для осуществления «инвестиций в рост»;
• необходимость снижения издержек;
• привлечение талантов, учитывая, что в ближайшие 5-10 лет примерно половина нынешних сотрудников уйдет на пенсию;
• улучшение социального имиджа компаний, которое может выражаться в инновациях и защите окружающей среды.
Так или иначе, текущие условия можно назвать своего рода «энергетическим ренессансом» в США, что заставляет более внимательно присмотреться к ведущим эмитентам в нефтегазовой индустрии. В настоящее время в США работают более 300 компаний, занимающихся нефтью. Некоторые из них вовлечены только в добычу нефти, другие – только в переработку, третьи – крупные химические компании — имеют нефтеперерабатывающие заводы для получения своего сырья. Однако большую часть нефтяного бизнеса все-таки осуществляют 10-20 так называемых интегрированных нефтяных компаний.
Преимуществом интегрированной компании является сбалансированность бюджета. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений интегрированных компаний уменьшается, но нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимические производства получают, как правило, доходы, так как понижение стоимости сырья обычно всегда больше, чем уменьшение стоимости продукта, например, бензина или пропилена. То есть, потери одного подразделения компенсируются приобретениями другого подразделения. Как показывает практика, лучше всегда себя чувствуют те компании, которые делают ставку на комплексное развитие. При этом ведущие игроки занимаются также и добычей природного газа. Интересно, что США уже стали крупнейшим производителем газа в 2010 году.
Ниже представлен список крупнейших американских нефтяных корпораций с указанием их основных фундаментальных и рыночных характеристик (по данным сайта Finviz.com).
Далее мы более подробно рассмотрим ведущих эмитентов.
1. Exxon Mobile (NYSE:XOM) – крупнейшая на бирже нефтегазовая компания с наибольшими запасами соответствующих природных ресурсов. Также она является крупнейшим переработчиком и имеет развитый химический бизнес. Правда, последние финансовые результаты компании нельзя назвать блестящими, и рост котировок ознаменован падением выручки.
В перспективе ситуация может улучшиться, так как новые технологии открывают дополнительные нефтегазовые резервы. Также вполне возможно наращивание результатов химического подразделения за счет спроса из Азии. Нельзя сказать, что аналитики ожидают какого-то чрезмерного роста показателей. Так, по данным Finviz.com, в ближайшие пять лет темпы роста прибыли на одну акцию могут составить около 3,8%. Многие из этих факторов нашли отражение в динамике котировок: с начала года акции выросли всего на 1,9%. Вряд ли в ближайшей перспективе имеет смысл ставить на данные бумаги. Пока их котировки скорее поддерживает достаточно привлекательная по американским меркам дивидендная доходность (2,7%) и программы buyback.
2. Chevron (NYSE:CVX) — вторая после ExxonMobil интегрированная энергетическая компания США, одна из крупнейших корпораций в мире. Если рассмотреть финансовые показатели компании в динамике, то заметно устойчивое снижение прибыли и выручки за последние 4 квартала.
Но эти результаты не однозначно плохи: в последнее время корпорация осуществляла значительные капитальные инвестиции, которые со временем начнут окупаться. Особого внимания заслуживают перспективные газовые проекты на территории Австралии. При этом корпорация дружественна к своим акционерам: дивидендная доходность акций составляет 3,3%. Также следует отметить независимость корпорации от геополитических проблем (в частности, Chevron не ведет бизнес в Ираке), что выгодно отличает ее от многих конкурентов. Инвесторы осознают, что ситуация вокруг компании дает определенный повод для оптимизма, и с начала года акции прибавили 4,7%.
3. Schlumberger (NYSE:SLB) — крупнейшая нефтесервисная компания. Корпорация предоставляет широкий спектр услуг, связанных с разработкой и исследованием нефтяных месторождений, в частности, занимается бурением скважин. Компания весьма перспективна, ведь на фоне растущей нефтедобычи все больше «черного золота» добывается из отдаленных месторождений, поэтому появляется необходимость в более «продвинутых» технологиях бурения. Примечательно, что Schlumberger удалось установить тесные взаимоотношения с крупнейшими нефтяными компаниями. Как результат, в ближайшие пять лет ожидается ежегодный прирост прибыли на одну акцию примерно в 17,6%. Рынок прекрасно это осознает, и с начала года акции выросли на 28,3%. Мультипликатор P/E компании (соотношение капитализации и прибыли) равен 21, что превышает соответствующий показатель S&P 500 (около 18). Это говорит об определенной «дороговизне» бумаг.
4. Conoco Phillips (NYSE:COP) – американская нефте- и газодобывающая компания. С начала года акции выросли на впечатляющие 22%, опередив примерно на 8% динамику S&P 500. Подобная динамика связана с агрессивными планами топ-менеджмента компании. Conoco Phillips планирует рост производства на 3-5% в год в обозримой перспективе. При этом доходность будет улучшаться за счет снижения издержек. Как результат, прибыли будут расти на 6-10% в год. Также будут наращиваться дивидендные выплаты, которые и на данный момент довольно привлекательны (дивидендная доходность – 3,3%). Надо сказать, что сейчас у корпорации есть ряд перспективных проектов, в частности, в Мексиканском заливе и на территории Африки. Примечательно, что при столь агрессивном росте котировок показатель P/E компании составляет скромные 13.
Подводя итоги, следует отметить, что «энергетический ренессанс» вполне дает возможность для успешного поиска привлекательных объектов для инвестиций. Однако в процессе принятия инвестиционных решений кроме фундаментальных факторов необходимо принимать во внимание и технические. В качестве ключевых рисков в данном случае можно выделить теоретическую возможность снижения нефтяных котировок, высокие уровни отдельных бумаг, а также рынка в целом.
Оксана Холоденко, БКС Экспресс
|